Летняя школа – 2019 г.

Корягина Т.М.

 Методические рекомендации по профилактике и коррекции интернет-зависимости 

по результатам диссертационного исследования Корягиной Татьяны Максимовны,
тема «Психологические предикторы интернет-зависимости студентов»

 Обязательным этапом профилактики интернет-зависимости является ранняя диагностика интернет-зависимого поведения основных групп риска – подростков и студентов. Наше исследование показало, что использование в качестве базового диагностического инструмента Шкалы интернет-зависимости Чена позволяет с точностью до 92,2% выявить у личности склонность к интернет-зависимости или выявить уже сформированный поведенческий паттерн.

Профилактическая работа строится на комплексной работе с факторами интернет-зависимости: внешними и внутренними (психофизическими, индивидуально-психологическими, социально-психологическими).

Для ограничения воздействия таких внешних факторов как доступность интернета, анонимность, безопасность и т.д. родителям следует контролировать время использования интернета и сокращать его. Согласно данным нашего исследования, большинство интернет-зависимых личностей использует интернет более 4-х часов в сутки, отдавая предпочтение интернет-серфингу и социальным сетям. В современном обществе невозможно совсем отказаться от интернета, поэтому мы рекомендуем ограничить пребывание в Сети до 1-3-х часов в сутки. Сделать это в стенах дома достаточно просто: ребенок находится под присмотром, а на домашний компьютер можно установить фильтры (программное обеспечение типа «родительский контроль»), ограничивающие доступ к запретным ресурсам. Мы приведем перечень наиболее надежных из них (по мнению пользователей):

  1. Avira Internet Security 2013 (13.0.0.2832)
  2. ContentKeeper Express
  3. Dr.Web Security Space 8.0 (8.0.0.11210)
  4. Entensys KinderGate Parental Control 1.5.6371
  5. F-Secure Internet Security 2013 (1.71)
  6. Kaspersky Internet Security 2013 (13.0.1.4190)
  7. Panda Internet Security 2013 (18.00.01)
  8. SkyDNS Trend Micro Titanium Maximum Security 2013 (6.0.1215)
  9. Интернет Цензор 2.2

Главная проблема заключается в том, что современные подростки имеют возможность выходить в Сеть со смартфона. На самом деле нет никакой необходимости приобретать дорогостоящий гаджет чтобы ребенок был на связи. На прогулку с друзьями или в школу следует давать телефон попроще (не оснащенный полнофункциональным браузером) или снабдить уже имеющийся гаджет приложениями с «родительским контролем» (например, Kids Zone). Это позволит не только сократить риск развития интернет-зависимости, но и не оставит повода отвлекаться от занятий в школе.

Ещё один внешний фактор интернет-зависимости – особенности воспитания и внутрисемейных отношений [Смирнова, 2011]. «Было выявлено, что низкий уровень функционирования семьи положительно коррелирует с интернет-аддикцией в подростковом. Обнаружено, что в семьях с большим количеством конфликтов наблюдается пониженный уровень детско-родительской вовлеченности, что приводит к неадекватному уровню контроля со стороны родителей, в свою очередь являющемуся фактором, формирующим предиспозицию к интернет-зависимости у подростка» [Солдаткин, 2012]. Доктор медицинских наук, профессор В.Л. Малыгин рекомендует повышать родительскую компетентность в вопросе интернет-зависимого поведения, посещать занятия по групповой и индивидуальной психокоррекции эмоциональной сферы подростка, развивать коммуникативные навыки и телесность.

Одновременно с проработкой внешних факторов интернет-зависимости необходимо обращать внимание на внутренние: психофизические, индивидуально-психологические и социально-психологические.

Работа с психофизическими факторами включает в себя наблюдение за состоянием здоровья ребенка, выявление и коррекцию синдрома дефицита внимания и геперактивности (СДВГ), исключение расстройства сна и присутствие физической нагрузки, адекватной возрастному периоду.

Профилактика индивидуально-психологического уровня подразумевает работу с личностными характеристиками. Необходимо повышать эмоциональную устойчивость ребенка, развивать самоконтроль, посещать тренинги личностного роста. Ученые также отмечают роль тревожности в развитии интернет-зависимости, в её уменьшении могут быть очень эффективны медитации, аутотренинги и занятия арт-терапией.

Профилактика социально-психологического уровня подразумевает исключение одиночества и развитие навыков межличностного общения. Необходимо с раннего возраста поощрять общение ребенка со сверстниками, содействовать этому общению. Исключение составляют случаи, когда непосредственное межличностное взаимодействие невозможно (например, инвалидность). В таких случаях умеренное использование интернета, наоборот, может стать средством развития коммуникативности за неимением возможности общаться с людьми вне дома.

Эмпирические исследования, описанные в данной работе, показали, что интернет-зависимость оказывает комплексное влияние на психофизическую сферу, индивидуально-психологическую сферу и сферу уровня социальных установок. При лечении наркомании или алкоголизма часто целью терапии является воздержание. Алкоголику становится лучше, когда он некоторое время отказывается от употребления и в конечном итоге возвращается к нормальному образу жизни. Но воздержание не может рассматриваться как метод решения проблемы интернет-зависимости. Интернет прочно укрепился в повседневной жизни и полный отказ от его использования не представляется возможным. Конечной целью коррекционной работы является контролируемое использование интернет-ресурсов.

Так как интернет-зависимость относится к проблемам компульсивной стимуляции, с нашей точки зрения, для ее коррекции является целесообразным применение методов и приемов когнитивно-поведенческой терапии, которая наилучшим образом зарекомендовала себя при лечении как химических, так и поведенческих аддикций.

В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи:
помощь в осознании проблемы чрезмерного использования интернета;
создание и укрепление мотивации к отказу от чрезмерного использования Интернета;
развитие навыков, способствующих социальной адаптации и улучшению межличностных взаимоотношений;
осознание чувств и адекватное выражение эмоций;
осознание актуальных потребностей и получение конструктивного опыта их удовлетворения;
пересмотр личностных ценностей.

Коррекционная работа включает в себя 3 обязательных этапа:
1. Подкрепление отказа от чрезмерного использования интернета.
2. Обучение методам самоконтроля.
3. Профилактика рецидива.

Использовать когнитивно-поведенческую терапию в коррекции интернет-зависимого поведения впервые предложили еще на рубеже 20-21 века [Greenfield, 1999; Hansen, 2002; Orzack, 1999]. Учитывая, что интернет-зависимость отличается от других расстройств тем, что мы не имеем возможностью полностью отказаться от контактирования с аддиктивным агентом, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) интернет-зависимости сфокусирована на «снижении вреда».

Главный постулат КПТ – мысли определяют чувства. Во время терапии клиенты учатся контролировать свои мысли и выявлять те, которые провоцируют проявление чувств и действий, активирующих аддиктивное поведение. Чтобы терапия была эффективна, необходимо помочь аддикту в приобретении навыков по предотвращению рецидива. 

 

Этап - подкрепление отказа от чрезмерного использования интернета

На первом этапе коррекционной работы интернет-аддикты сталкиваются с наибольшими трудностями. С клиентами прорабатываются сформированные когнитивные искажения, которые оказывают непосредственное влияние на аддиктивное поведение. Вырабатываются навыки решения проблем и стратегии преодоления зависимости. На этом этапе положительное влияние может оказать группа поддержки. Не имеет никакого смысла просить клиента воздержаться от использования интернета на время терапии – такая стратегия заведомо неверна. С самого начала ему нужно объяснить: «мы стремимся к умеренному и контролируемому использованию интернета». Но не будет лишним воздержание от наиболее «проблемных» приложений и сайтов.

«Адвокат, имеющий пристрастие к интернет-порнографии, должен научиться воздерживаться от веб-сайтов для взрослых с возможностью доступа в интернет для работы и взаимодействия с клиентами по электронной почте» - К.Янг.

Не менее важно подкреплять жизнедеятельность клиента, не связанную с интернетом. Мы должны постоянно побуждать его к приобретению новых социальных контактов и профессиональной деятельности.

Во время КПТ постоянно должна проводиться работа по борьбе с неадаптивными мыслями, которые могут быть каким-либо образом связаны с компульсивным или аддиктивным поведением. Интернет-аддикты часто обращаются к интернету в поиске облегчения болезненного состояния, психического напряжения или тревоги, которые беспокоят его в реальной жизни.

На данном этапе коррекционной работы целесообразно научить клиента вести дневник, в котором он будет ежедневно фиксировать время, проведенное в интернете, цель пребывания в сети и чувства на момент начала/окончания сеанса. Клиент должен четко оценивать свое интернет-поведение на момент начала терапии чтобы иметь представление о том, к чему ему необходимо стремиться. К тому же, ведение дневника помогает выявить триггеры, приводящие к аддиктивному поведению.

 

Этап – обучение методам самоконтроля

Для осуществления контроля за использованием интернета мы должны обучить клиентов навыкам тайм-менеджмента. В этом отлично помогает дневник, описанный выше. Дополнительно можно использовать таймер или будильник, который будет напоминать аддикту, что пора прерваться и найти себе альтернативное занятие: прогуляться, перекусить, пообщаться с друзьями или родственниками. Эти простые действия помогут разрушить стереотипное поведение и научиться контролировать использование интернета. Существуют программные продукты, которые помогают контролировать он-лайн активность и блокировать нежелательные ресурсы (например, студентами во всем мире широко используется приложение «Fоrest», запрещающее отвлекаться от работы/учебы на социальные сети и развлекательные ресурсы). Подобные программы, при попытке человека зайти на нежелательный ресурс, сообщают о запрете на посещение этих сайтов. К.Янг пишет, что многие люди воспринимают этот всплывающий запрет как «холодный душ» и прекращают аддиктивное поведение.

 

3 этап – профилактика рецидива

На этом этапе начинается работа с факторами интернет-зависимости. Дело в том, что для ухода от интернет-зависимого поведения необходимо раз и навсегда решить проблемы, которые могли это поведение спровоцировать. Если эти проблемы вновь всплывут после прохождения терапии – рецидив практически неизбежен. Как нами было отмечено в 1 главе, интернет-зависимость формируется благодаря трем основным факторам: психофизическим, индивидуально-психологическим и социально-психологическим.

Для профилактики рецидива и в качестве поддерживающей терапии возможно применение групповой работы в форме тренингов. Большое значение в коррекционной работе имеет первая встреча группы, которая начинается со знакомства. На этом этапе снимается стартовое напряжение участников программы, запускается процесс групповой динамики. Знакомство может быть произведено как с помощью стандартного представления участников, так и в игровой форме (изготовление визиток, упражнение «Снежный ком», упражнение «Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…» и т.д.) Этим этапом нельзя пренебречь, так как именно в этот момент происходит настрой участников тренинга на дальнейшее выздоровление.

С целью развития чувствительности, понимания собственных чувств и научения их выражению некоторые психологи и психотерапевты начинают встречу ритуала «прочувствования». Группе предлагается немного поразмышлять о своем текущем состоянии, проанализировать свои текущие чувства, а затем по очереди озвучить их участникам группы. (Например: Всем привет, меня зовут Елена, я чувствую волнение, любопытство и симпатию.)

После ритуала прочувствования следует проверка домашнего задания (кроме первой встречи). Для выполнения домашних заданий следует завести рабочие тетради, где участники будут ежедневно вести дневник чувств, фиксировать продолжительность и характер онлайн сеансов для прослеживания динамики. Во время проверки домашнего задания участники по очереди зачитывают его вслух, проводится групповое обсуждение, задаются вопросы.

В групповой коррекционной работе целесообразно использовать мини-лекции. Они несут просветительский характер, могут включать небольшие видеоролики по теме или притчи. В конце лекции участникам раздаются распечатки с тезисами, которые вклеиваются в рабочую тетрадь.

Проводятся практические занятия, представляющие собой тренинг, посвященный выполнению задач коррекционной работы. Выполняются динамические и рисуночные упражнения с обязательной рефлексией.

В конце встречи участники получают домашнее задание, оно может быть общим для всех или индивидуальным, в зависимости от потребностей группы.

Важно отметить, что даже во время групповой работы клиент должен иметь возможность при необходимости получить индивидуальную консультацию психолога для предотвращения срывов.

 

Летняя школа – 2017 г.

Лозунг «Объединение и взаимодействие»

Тема «Работа с семьей в сложном социальном контексте»

 

Форма проведения дистанционная. Летняя школа для социальных педагогов и педагогов-психологов Московской области с 20 по 29 июня 2017г. 

 Целевая аудитория: социальные педагоги, педагоги-психологи Московской области.

 

Занятия проводят

 

Штылева Любовь Васильевна - кандидат педагогических наук, сотрудник  лаборатории содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Тема для обсуждения «Гендерная  педагогика».

 

Белоус Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического образования ГОУ ВО МО «ГСГУ». Ответственный секретарь АСПП. Тема для обсуждения  «Психологическое консультирование семей».

 

Шустова Наталья Евгеньевна – кандидат социологических наук, декан социально-гуманитарного факультета  Саратовского ГУ им. Н.Г. Чернышевского (Балашовский институт). Тема для обсуждения   «Этнокультурная компетентность специалиста помогающей профессии».

 

Ерофеева Мария Александровна – доктор педагогических наук. Президент АСПП. Тема для обсуждения   «Формирование социального иммунитета».

  

Основные технологии и подходы в работе школы:

Лекции

Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала - создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей  в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. 

Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по- одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. 

Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации - слушателям сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).

 Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые слушатели - должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

 

Лекция-дискуссия.  В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и слушателей, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых слушателей. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Лекция с разбором конкретных ситуаций.  Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации, обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению.

Видео-лекции Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для слушателей. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

СЕМИНАРЫ в форме или с использованием следующих технологий:

Дидактические игры

Метафорические игры

Игры-симуляции

Кейс-метод

Проектная технология 

Презентации и самопрезентации

Тренинги

Вебинары

Семинар-взаимообучение.

Модерация

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Выполнение проектов: работа по проектам, предложенным преподавателем (использование всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей: поиск информации, диалог в сети, создание web-страниц и web- квестов); разработка и проведение собственных проектов.

Веб-квест - специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой слушатели осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Формы: - создание базы данных по проблеме; - создание микромира, передвижение в котором осуществляется при помощи гиперссылок; - написание интерактивной истории; - создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего слушателя согласиться или не согласиться с мнением авторов; - интервью on-line с виртуальным персонажем (ответы и вопросы разрабатываются слушателями, глубоко изучившими данную личность). Основные составляющие : . Введение (задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения). 2. Задание, соответствующее степени автономности и самостоятельности слушателя 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. 4. Описание процесса выполнения работы. 5. Пояснения по переработке полученной информации. 6. Заключение (анализ проделанной работы)

Компьютерные симуляции Другим инновационным способом организации самостоятельной работы слушателей являются симуляции (интерактивные имитаторы реальных ситуаций), которые считаются одними из самых эффективных и современных практических учебных технологий электронного обучения.